direct

За жемчугом надо нырять

  • Дата: 

Об авторе: Анатолий Шалыто, профессор, д.т.н., Университет ИТМО.

Один учёный неодобрительно высказался о спортивном программисте, которого я считаю гением. Он сказал, что пока не увидит от него соответствующих научных статей, про его гениальность и слышать не хочет. На это я ответил то, что письменно нельзя повторить. Повторю то, что можно: ты ждёшь статей только от него или ещё от Болта, Пеле, Месси, Рональдо, Спитца, Фелпса, Джордана и Джоковича? Или не ждёшь? Или они не гении? Или ты, всё-таки, козёл? Через некоторое время он признался, что кое-что понял в моей позиции. Естественно, что понял – ведь он учёный, а не козёл, как мне показалось сначала… Но я на этом не успокоился и продолжил односторонний разговор.

«Трудно от спортсменов ждать изменения правил «игры», – сказал я. Знаю только одного такого человека – это Дик Фосбери, который в первой половине 60-х годов прошлого века предложил новый способ прыжка в высоту, этот способ сейчас используют все профессионалы в этом виде легкой атлетики. В его честь этот стиль прыжка назвали «фосбери-флоп».

В этом названии второе слово переводится не очень радостно: плюхнуться, шлепнуться и даже «сесть в лужу». В 1968 году в Мехико Фосбери стал олимпийским чемпионом с результатом 2,24 м, что было несколько ниже мирового рекорда Валерия Брумеля, прыгнувшего до этого «перекидным» 2,28 м. Однако это не помешало Фосбери в 1981 году быть введенным в Национальный зал славы лёгкой атлетики, а в 1992 году – в Зал олимпийской и паралимпийской славы Америки. Принципиальное изменение в технике прыжка со временем привело к существенному увеличению мирового рекорда – 2,45 м (кубинец Хавьер Сотомайор, 1993 год).

Конечно, были спортсмены, которые вносили новые элементы в свой вид спорта (например, «перелёт Ткачёва» в упражнении на перекладине в спортивной гимнастике), но это, в отличие от «фосбери-флоп», не изменяло спортивную дисциплину принципиально.

Перечисленные выше спортивные гении ничего нового в правила своего вида спорта не внесли, а просто изумительно делали свое дело. Кстати, упомянутый выше гениальный спортивный программист говорил мне, что он не решил ни одной задачи первым в мире, так как перед соревнованиями автор каждой из задач знал, как предлагаемую им задачу решать. Это как в музыке – несмотря на определяющую роль композиторов, некоторых исполнителей считают гениями.

После всего этого мой собеседник извинился за свое пренебрежение к таланту выдающегося спортивного программиста Геннадия Короткевича (тем более что я в то время помогал двум аспирантам учёного выйти на защиту).

Теперь несколько слов о том, что даже гениям удаётся раскрыть свой талант только через «кровь и пот». Я как-то рассказал своему аспиранту, что Дональд Кнут хотел создать текстовый редактор за год, а потратил на это много лет. Аспирант позавидовал Кнуту, что тот имел возможность на работе заниматься любимым делом столь продолжительное время. После этого я предположил, что и у молодого человека появится такая возможность, если он предварительно напишет и издаст что-то подобное многотомному «Искусству программирования», как это сделал Кнут. Предположение аспиранту понравилось, а условие – нет.

Знаю только один случай в истории человечества, когда выдающийся результат был получен как бы без труда – капитан французской армии, специалист по строительству фортификационных сооружений Клод Жозеф Руже (Руже де Лиль) за одну ночь с 25 по 26 апреля 1792 года написал то, что потом назовут «Марсельезой». Ни до, ни после капитан ничего подобного не писал.

Если Вы считаете, что из-за этого Руже де Лиля нельзя называть гением, знайте, что с Вами не согласен по крайней мере писатель Стефан Цвейг, который в сборнике новелл «Звездные часы человечества», назвал капитана «гением одной ночи».

Успех за счёт озарения многих бодрит. Неужели и Вы надеетесь, что у Вас так получится? Я в это не верю, так как знаю, что «за жемчугом надо нырять».