Средства федерального бюджета, направленные на подключение образовательных организаций и избирательных комиссий к информационным системам и Интернету с применением единой сети передачи данных (ЕСПД), использованы недостаточно эффективно; как показала проверка Счётной палаты, по итогам проведённых закупок потребности образовательных организаций в указанных услугах связи не были обеспечены в полном объёме, сообщает СП в четверг.
Как сказано в отчёте, в 2022-2023 годах Минцифры России во исполнение поручения президента закупило услуги связи для почти 50 тысяч образовательных организаций и более трёх тысяч избирательных комиссий, израсходовав на эти цели 13,5 миллиарда рублей. Закупки проводились по восьми государственным контрактам, заключенным с ПАО «Ростелеком» и его дочерней компанией ООО «Миранда-медиа». Проверка установила, что при закупках не были учтены все потребности образовательных организаций в объёме и качестве предоставляемых услуг связи.
Так, проверка показала, что прописанной в госконтрактах скорости доступа к Интернету может быть недостаточно для образовательных учреждений с большим количеством одновременно подключённых к сети компьютеров, задействованных в образовательном процессе. Также не предусмотрен резервный канал связи при проведении ЕГЭ.
Кроме того, контентная фильтрация нежелательных ресурсов, предусмотренная в госконтрактах, в некоторых случаях блокирует и полезные сервисы (библиотеки языков программирования, обновление для интерактивных панелей учебных классов, видеохостинги и т.д.). В соответствии с условиями контрактов решать эту проблему должны исполнители контрактов по запросу образовательных организаций. Однако многие образовательные учреждения об этой возможности оказались не осведомлены.
Удовлетворить все потребности пользователей в услугах связи не позволили нерешённые технические проблемы и ограничения в ряде образовательных организаций (устаревшая информационно-телекоммуникационная инфраструктура, отсутствие локальных вычислительных сетей и прочее), а также нехватка в школах квалифицированных штатных IT-специалистов, способных настроить локальные вычислительные сети и автоматизированные рабочие места для использования предоставленного подключения. Соответствующее консультирование ПАО «Ростелеком» и помощь сотрудникам образовательных организаций в настройке не обеспечили необходимые результаты.
Как следствие, часть образовательных организаций была вынуждена самостоятельно арендовать каналы связи у местных операторов, а также заключать альтернативные контракты на получение доступа к Интернету.
В частности, в 71 субъекте Российской Федерации в 2022-2023 годах были израсходованы средства региональных и местных бюджетов, а также внебюджетных средств на общую сумму 871,6 миллиона рублей для оплаты подключения к Интернету образовательных организаций, получающих аналогичные услуги по федеральным контрактам.
В ходе проверки также были установлены отдельные нарушения и недостатки, допущенные при расходовании средств федерального бюджета, в том числе случаи оказания услуг связи образовательным организациям, которые либо не пользуются этими услугами, либо не осуществляют образовательную деятельность.
В результате контрольного мероприятия в доход федерального бюджета было возвращено 23,4 миллиона рублей.
Об итогах проверки Счётная палата проинформировала президента России, а также направила информационное письмо в Минцифры с предложениями по повышению эффективности предоставляемых образовательным организациям услуг связи, говорится в сообщении.
Напомним, в августе прошлого года глава Минцифры Максут Шадаев отчитался перед президентом о подключении всех школ к скоростному Интернету. Однако на совещании прозвучали жалобы на низкую скорость передачи данных, некоторые системные ограничения и проблемы с внутришкольным Wi-Fi.
В 2024 году Минцифры выделено более 3,7 миллиарда рублей на реализацию мероприятий, связанных с обеспечением высокоскоростного доступа государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, государственных профессиональных образовательных организаций и избирательных комиссий к Интернету.