В среду опубликован ежегодный доклад правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2023 году, один из его разделов посвящён цифровизации.
К достижениям цифровизации отечественной высшей школы и науки отнесено следующее.
1. Развитие ГИС «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС). В 2022-2023 гг. Минобрнауки России обеспечило подключение к ГИС СЦОС более 450 образовательных организаций высшего образования, а также 44 платформы онлайн-образования. В ГИС СЦОС содержатся сведения о более чем 4,5 миллиона студентов, «в том числе информация о зачётных книжках и студенческих билетах», 1520 онлайн-курсов, в том числе 1240 курсов по программам дополнительного профессионального образования. «Со стороны образовательных организаций к ресурсам данной системы поступает более 9,7 миллиона запросов в месяц».
2. …Поставлена задача развития национальной исследовательской компьютерной сети (НИКС) нового поколения в интересах ведущих научных и образовательных организаций РФ. Результатом этой работы названо «обеспечение научным организациям и образовательным организациям высшего образования возможностей для выполнения исследований и разработок по приоритетным направлениям научно-технологического развития, участия в крупных научных проектах, базирующихся на использовании устойчивой отраслевой сети и отвечающих современным требованиям отраслевой сети».
3. В приёмной кампании 2023/2024 учебного года с использованием суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» участвовали 1023 вузов и их филиалов и более миллиона абитуриентов, которые подали более 2,87 миллиона заявлений. Зачислены 906 779 абитуриентов (432 582 – на бюджетные места).
4. «Проектирование Домена (именно так, с большой буквы – ред.) «Наука и инновации» как единого цифрового пространства, обеспечивающее интеграцию цифровых платформ и сервисов в интересах учёных, научных коллективов, регулирующих научную деятельность ведомств, а также предприятий, институтов развития, имеющих научно-технологические запросы, было обеспечено в 2022 году. В 2023 году на базе Единой государственной информационной системы учёта научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения было разработано 14 приоритетных сервисов, которые в настоящее время проходят процедуру оценки готовности к вводу в постоянную эксплуатацию».
Вынуждены сообщить об этом достижении просто цитатой из отчёта, т.к. не вполне понимаем смысл сказанного.
5. «В настоящее время создаётся» ГИС «Национальная база генетической информации».
6. На официальном сайте Минобрнауки России создан раздел «Импортозамещение ИТ в сфере науки и высшего образования».
Доля использования отечественного программного обеспечения по классам в 2023 году составила:
- браузеры – 47% (увеличение [год к году] на 10%);
- средства антивирусной защиты – 86% (увеличение на 9%);
- операционные системы общего назначения – 15% (увеличение на 6%);
- средства ВКС – 63% (увеличение на 40%).
Аналогичных данных в ежегодном докладе правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2022 году нет, поэтому не можем утверждать определённо, однако предполагаем, что данные приводятся по принципу «было – стало»; если так, то «увеличение на столько-то %» означает здесь не проценты, а процентные пункты.
7. «…Создан каркас системы подготовки кадров в области искусственного интеллекта, разработана модель компетенций и сформирован прогноз кадровой потребности в разрезе узкоспециализированных направлений искусственного интеллекта, который ежегодно обновляется, начиная с 2022 года».
ИИ в 2023 году преподавали в 104 вузах, организовано повышение квалификации преподавателей университетов в сфере ИИ (1924 человек в 2022 и 1751 — в 2023 году).
8. В 2023 году дополнительную IT-квалификацию на «цифровых кафедрах» получили 86 113 студентов.