direct

Подписан закон об организации статистического учёта МСП

  • Дата: 

Президент России подписал закон о запрете требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) информацию, не предусмотренную перечнями первичных статистических показателей, утверждёнными правительством РФ.

Закон вносит изменения в законы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Федеральным законом предусматривается, что сбор первичных статистических данных при проведении федеральных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП осуществляется с использованием государственной информационной системы «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных». Устанавливается порядок создания и ведения этой информационной системы.

Термины, использующиеся в документе

Административные данные — документированная информация, получаемая в соответствии с нормативными правовыми актами РФ федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, Банком России, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами субъектов РФ, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления в связи с осуществлением ими функций (полномочий) в установленной сфере деятельности, иными организациями, на которые осуществление указанных функций (полномочий) возложено законодательством Российской Федерации.

Первичные статистические данные – документированная информация, используемая при формировании официальной статистической информации, не входящая в состав административных данных и получаемая от респондентов или документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения.

Федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов МСП в РФ осуществляются путём проведения сплошных федеральных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП и выборочных федеральных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов МСП на основе представительной (репрезентативной) выборки. Перечни респондентов указанных федеральных статистических наблюдений формируются на основе сведений, внесённых в единый реестр субъектов МСП. Порядок использования таких сведений для проведения федеральных статистических наблюдений устанавливается правительством.

Закон, исключающий предоставление первичных статистических данных, документированных по формам федерального статистического наблюдения, на бумажных носителях, и обязывающий респондентов предоставлять их лишь в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, был подписан в декабре 2020. Согласно закону, в отношении субъектов малого предпринимательства новые правила применяются с 1 января 2022 года.

Концепцию создания цифровой аналитической платформы предоставления статистических данных правительство утвердило в конце 2019 года. Положение о ГИС «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных» было подписано в июле 2021. Предполагалось, что ГИС начнёт функционировать в России с 1 января 2022 года. Однако сначала ввод ГИС в эксплуатацию был отложен до 1 сентября 2022 года, а затем перенесён на 1 января 2024 года.

Теперь подписанным законом предусматривается создание государственной информационной системы «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных», посредством которой будет обеспечиваться в том числе формирование официальной статистической информации на основе первичных статистических данных и административных данных, ведение личного кабинета респондента, уведомление респондента о проведении в отношении него федерального статистического наблюдения, формирование и ведение единых реестров, справочников и классификаторов в сфере официального статистического учёта.

Порядок функционирования ГИС устанавливается правительством РФ. Субъекты официального статистического учёта вправе создавать, развивать и эксплуатировать информационные системы, в которых осуществляются сбор, обработка и хранение первичных статистических данных, административных данных и формирование официальной статистической информации, при этом они должны быть интегрированы с ГИС.

Закон вступает в силу с 1 января 2025 года, за исключением положений, вступающих в силу в другое время (вплоть до 1 января 2029 года).

См. также: Председатель правительства поставил задачи перед статистической госслужбой >>> 

Что обеспечивает ГИС

Согласно подписанному закону, ГИС «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных» обеспечивает:

  • разработку и актуализацию (корректировку) федерального плана статистических работ;
  • сбор, обработку и хранение первичных статистических данных и административных данных;
  • формирование официальной статистической информации на основе первичных статистических данных и административных данных в соответствии с официальной статистической методологией;
  • ведение личного кабинета респондента;
  • уведомление респондента о проведении в отношении него федерального статистического наблюдения, формирование и обмен иными документами и юридически значимыми сообщениями между респондентами и субъектами официального статистического учёта при осуществлении сбора и обработки первичных статистических данных и административных данных;
  • формирование и ведение единых реестров, справочников и классификаторов в сфере официального статистического учёта, в том числе единого реестра форм и показателей, единого реестра респондентов;
  • доступ к официальной статистической информации, предоставление и распространение её в электронном виде;
  • информационное взаимодействие с информационными системами субъектов официального статистического учёта, информационными системами, в которых осуществляются формирование и ведение административных данных, а также с иными ГИС, которое осуществляется в том числе с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
  • использование при формировании электронных документов усиленной квалифицированной электронной подписи или усиленной неквалифицированной электронной подписи физического лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, электронного правительства;
  • формирование иных информации и документов, а также выполнение иных функций в соответствии с федеральным законом и нормативными правовыми актами РФ.