За последние полгода-год 67% россиян получали звонки от телефонных мошенников, тогда как ещё в 2021 году о таком опыте могли рассказать чуть больше половины наших сограждан (57%, +10 п.п. за три года), следует из результатов мониторингового опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), опубликованных во вторник.
Гораздо в меньшей степени в России распространено SMS-мошенничество — в последнее время с попытками обмана такого рода сталкивался каждый шестой (17%), в 2021 и 2022 гг. — каждый пятый (19% и 20% соответственно).
Согласно полученным результатам, главный критерий выбора потенциальной жертвы — место проживания. Наиболее подвержены телефонному мошенничеству жители обеих столиц: с ним сталкивались 85% москвичей и петербуржцев (в том числе 81% получали звонки от мошенников, 26% — SMS-сообщения), тогда как в сельской местности с телефонными аферистами имели дело 57% наших сограждан: 55% получали звонки, каждый десятый — SMS (10%).
См. также: Центробанк составил обобщённый портрет жертвы кибермошенников >>>
Еще один дифференцирующий фактор — уровень образования: чем он выше, тем чаще респонденты могут поделиться своим опытом «общения» с мошенниками: 77% россиян с высшим и неполным высшим образованием признались, что получали фейковые звонки, 22% сталкивались с SMS-мошенничеством, среди опрошенных со средним специальным образованием таковых набралось 60% и 14% соответственно. По мнению ВЦИОМ, скорее всего, различия в ответах объясняются способностью распознать попытку обмана.
Чаще всего с SMS-мошенничеством сталкивается молодёжь: 18-24 года — 25%, 25-34 года — 24%; среди более взрослых россиян цифры составляют 12-17%. Исследователи объясняют это тем, что молодые люди предпочитают звонкам чаты.
При этом не сталкивались ни с чем из вышеперечисленного 3 из 10 россиян (30%), среди 18-24-летних — 4 из 10 (40%). «Вероятно, будучи более технически подкованными пользователями, молодые люди чаще других устанавливают на своих устройствах приложения для блокировки нежелательных звонков/рассылок, а значит, становятся менее уязвимыми перед подобным мошенничеством», — предполагают аналитики.
См. также: Кормовую базу телефонных мошенников составляют 0,06% абонентов – «Вымпелком» >>>
Абсолютное большинство опрошенных россиян, с которыми удалось связаться злоумышленникам, не поддались обману и не понесли денежный ущерб (93%, 2021 и 2022 гг. — 91%). Понесли финансовые потери 7% из числа столкнувшихся с телефонным мошенничеством (в том числе 3% оценили ущерб как незначительный, 4% — как значительный).
См. также: Объём мошеннических операций вырос за год на 11,5% – Центробанк >>>
В целом россияне скептически оценивают свои шансы быть обманутыми телефонными мошенниками: 46% считают такое развитие событий маловероятным, 27% — невозможным. Еще 23% допускают («это вполне может случиться»), что могут лишиться денежных средств в результате действий телефонных мошенников, среди россиян постарше (45-59-лет) такой ответ звучит несколько чаще — 31%.
За последние три года доля россиян, крайне скептически оценивающих свои шансы быть обманутыми телефонными мошенниками («уверен, что этого никогда не случится»), выросла на 9 п.п. (2021 год — 18%), а доля допускающих такое развитие событий, напротив, снизилась на 11 п.п. (2021 год — 34%).
Среди россиян доминирует точка зрения, что переведенные мошенникам деньги нужно возвращать. По мнению 44% опрошенных, этим вопросом должны заниматься правоохранительные органы, расследуя дело по заявлению пострадавшего, еще 31% возлагают ответственность на банк, услугами которого пользовался пострадавший. Каждый восьмой считает виновником жертву телефонного мошенничества и выступает против возмещения ущерба (13%).
См. также: Центробанк включил мошенническое списание денег в минимальные требования к страхованию банковских карт >>>
Напомним, в июле в России вступит в силу закон о дополнительной защите граждан от финансовых мошенников, обязывающий финансовые организации возвращать клиентам украденные деньги.
Согласно закону, банк будет обязан в течение 30 дней возвращать клиентам переведённые мошенникам деньги, если допущен перевод средств на мошеннический счёт, который находится в специальной базе данных Банка России.
См. также: Центробанк о современном состоянии защиты от атак на банковские счета граждан >>>
Методология
Метод опроса — телефонное интервью (проводилось 2 февраля) по стратифицированной случайной выборке, извлечённой из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.
Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%.