Для общественного обсуждения опубликован разработанный Минтрансом проект федерального закона об учёте и контроле средств индивидуальной мобильности (СИМ), который должен повысить безопасность дорожного движения и дисциплину водителей.
СИМ – это электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколёса и т.п. транспортные средства.
Как сказано в пояснительной записке, по характеру перемещения, скоростных и габаритных характеристик мопедов, электровелосипедов и СИМ их можно объединить под общим названием «средство микромобильности».
Напомним, с 1 марта 2023 года в правила дорожного движения (ПДД) введены нормы в отношении СИМ. Вместе с тем, отмечают авторы законопроекта, в настоящее время в Федеральном законе от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации …» отсутствуют положения о необходимости созданий условий для движения СИМ, в том числе о развитии инфраструктуры для велосипедистов и лиц, использующих для передвижения СИМ (пример – велодорожки, которых в России построено только около 5 тысяч км).
Действующие правила для лиц, использующих для передвижения СИМ:
- ограничение предельной скорости – 25 км/ч;
- допуск на тротуары только в отсутствие велоинфраструктуры и при безусловном приоритете в движении пешеходов;
- пересекать дорогу по пешеходному переходу на СИМ можно только спешившись;
- на сельских дорогах на СИМ можно ездить по правому краю проезжей части;
- запрет въезда в зону действия нового знака «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено»;
- пользователи СИМ должны руководствоваться велосипедным или пешеходным сигналом светофора;
- при выезде из жилой зоны СИМ должны уступать дорогу другим участникам движения.
Проектом федерального закона предусмотрено внесение изменений в 443-ФЗ (об организации дорожного движения в Российской Федерации), которые потребуют от органов и организаций, уполномоченных в области организации дорожного движения, при разработке документации организации дорожного движения прорабатывать необходимость развития инфраструктуры для велосипедов и «средств микромобильности».
Также предлагается создать государственный реестр «средств микромобильности», оператором которого станет подведомственная организация Минтранса ФБУ «Росавтотранс». При включении в реестр «средство микромобильности» будет получать учётный номер, а также учётный знак и метку, «которые …позволят идентифицировать средства микромобильности дистанционным способом» (шедевр канцелярита; вы, уважаемые читатели, идентифицируете буквы в этом тексте дистанционным способом, по версии Минтранса – ред.).
Владельцы «средств микромобильности» должны будут подавать заявление о внесении сведений в реестр на едином портале госуслуг (ЕПГУ).
Параллельно предлагается дать субъектам РФ право создать региональную информационную систему средств микромобильности (РИССМ). Владельцы «средств микромобильности» перед началом движения должны будут авторизоваться в РИССМ (через ЕПГУ) с помощью специального мобильного приложения, предлагает Минтранс – для идентификации микромобильного ездока. Во время поездки «водители» будут обязаны передавать в РИССМ информацию о передвижении «посредством использования программного обеспечения мобильных устройств сотовой связи и (или) программно-аппаратного комплекса, установленного на средстве микромобильности». Пользователи сервисов проката «средств микромобильности» системы также должны быть авторизированы в РИССМ.
Региональные информационные системы должны обеспечивать сбор, обработку и хранение сведений и данных об авторизации и движении «средств микромобильности», а также обеспечивать автоматическую фиксацию нарушений правил дорожного движения лицами, использующими для передвижения СМ.
Оператор РИССМ будет обязан:
- создать необходимую инфраструктуру для идентификации средств микромобильности и сбора соответствующей информации о передвижении СМ;
- обеспечить соответствие РИССМ требованиям существующего законодательства РФ;
- обеспечить круглосуточную обработку информации, получаемой владельцев СМ;
- обеспечить передачу информации в заинтересованные органы государственной власти РФ и региональные органы государственной власти;
- осуществлять авторизацию лиц, использующих для передвижения СМ, в РИССМ с помощью программного обеспечения мобильных устройств сотовой связи перед началом движения;
- обеспечить защиту информации и персональных данных, а также исключить возможность её искажения и уничтожения;
- обеспечивать информирование граждан о работе РИССМ на территории, в отношении которой обеспечивается контроль за движением средств микромобильности с использованием РИССМ, а также выделенных территориях (зонах), в отношении которых установлены запрет на движение средств микромобильности или введены иные, ограничения на их движение.
Оператор РИССМ может вводить плату за пользование транспортной инфраструктурой, чтобы впоследствии использовать полученные средства для её создания.
Для соблюдения новых требований предусматривается организация регионального контроля (надзора) в сфере использования «средств микромобильности».
Все эти нововведения требуют внесения изменений в федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», также представленных в законопроекте, отмечают в Минтрансе.
Предлагается, в частности:
- отнести к учётным показателям дорожно-транспортных происшествий (ДТП) отнести и ДТП с участием велосипедистов и лиц, использующих для передвижения СИМ;
- обязать органы местного самоуправления заблаговременно предупреждали население об изменениях в части организации дорожного движения – не позднее чем за 20 дней до ввода ограничений для СИМ.
Начиная с 2020 года общее количество СИМ выросло в пять раз, количество поездок с использованием СИМ, предоставляемых в краткосрочную аренду, выросло в 12 раз.
На начало 2024 года количество СИМ, находящихся в прокате, достигло 332 тысяч, продано в розницу с 2020 по 2024 год – 640 тысяч. Таким образом, общее количество эксплуатируемых СИМ – более 950 тысяч (без учёта приобретенных до 2019 года).