Для общественного обсуждения представлен разработанный Минстроем проект федерального закона, которым предлагается создать единый цифровой реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как сказано в пояснительной записке, в настоящее время законодательством РФ для отдельных категорий граждан предусмотрено предоставление таких мер поддержки по улучшению жилищных условий, как выдача жилищных сертификатов, предоставление единовременных денежных выплат на приобретение жилья, субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам и иные. При этом порядок учёта граждан в большинстве случаев определяется региональными законодательными актами.
Анализ показал отсутствие единой системы учёта, поскольку информация о гражданах, нуждающихся в улучшении жилищных условий, содержится в различных информационных системах.
Сложившееся регулирование не обеспечивает унификацию и ведение отчётности по предоставляемым мерам поддержки, что в том числе приводит к медленному высвобождению очереди по улучшению жилищных условий нуждающихся граждан, поясняют авторы законопроекта.
Правительство установит общие требования учёта нуждающихся в жилье граждан, в том числе с использованием единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС). При реализации органами власти и местного самоуправления указанных полномочий на базе ЕИСЖС в автоматическом режиме будет формироваться единый цифровой реестр.
Информация в реестре будет проверяться на достоверность запросами в другие государственные информационные системы – такое удостоверение права гражданина исключит какие-либо риски нецелевого назначения поддержки, считают авторы документа.
Также уточнятся, что отсутствует необходимость в дополнительном финансировании мероприятий из федерального бюджета по доработке ЕИСЖС для создания указанного реестра.
В случае принятия закона он вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
Отметим, что глава Минстроя Ирек Файзуллин в апреле 2023 говорил, что единый реестр граждан, которые претендуют на получение жилья в России, запустят в июле 2023.
Очевидно, что создание реестра нуждающихся – не самоцель, а средство информационного обеспечения управления жилищным строительством. Критерием же эффективности такого управления должно быть сокращение времени пребывания нуждающихся в очереди на получение жилья.
Допускаем, что существует риск подменить этот критерий другим – количеством записей в реестре нуждающихся. Именно так планировалось жилищное строительство в СССР, что заводило решение жилищного вопроса в тупик. В местностях, где население пребывало временно (например, Крайний Север, куда приезжали на заработки), количество нуждающихся в жилье было стабильно высоким – как и инвестиции в жилищное строительство, которые этим показателем определялись. Однако жильё в таких местах никто долго не ждал – в отличие от, например, областей Центральной России, где нуждающихся было меньше, однако они десятилетиями ожидали свою очередь на получение квартиры.