Для общественного обсуждения представлен разработанный Минцифры проект федерального закона для урегулирования деятельности по осуществлению массовых телефонных вызовов (спама).
Предлагается обязать абонента – юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, а также инициатора массовых вызовов информировать оператора о себе и о цели телефонного вызова с обязательным отображением таких сведений на экране телефона.
Телефонные вызовы, по которым указанные сведения не предоставлены, будут блокироваться операторами связи, сказано в пояснительной записке. Абонент будет вправе отказаться от массовых вызовов или выбрать только те компании, вызовы от которых он готов принимать.
Критерии массовых вызовов будут определены правительством РФ. Правила, как предполагается, начнут действовать с 1 сентября 2025 года.
Как сообщают авторы документа, в среднем за прошедшие семь месяцев 2024 года только крупнейшими операторами подвижной радиотелефонной связи ежемесячно блокировалось около 500 миллионов нежелательных вызовов.
Массовые телефонные вызовы совершаются как для предложения товаров и услуг, так и в противоправных целях. При этом абонент, как правило, не знает, кто и зачем звонит.
Отдельными сотовыми операторами уже реализованы сервисы, которые предоставляют абоненту сведения об инициаторе вызова и его цели. Однако, как считают в Минцифры, такое информирование должно быть распространено на всех абонентов, что позволит отличать полезные звонки от нежелательных и мошеннических.
В апреле был подписан закон о введении в России штрафов за спам-звонки до 1 миллиона рублей. По всей видимости, пока этих мер недостаточно.
В мае прошлого года правительство не поддержало законопроект о борьбе с голосовыми телефонными спам-сообщениями, т.к. оператору связи для его исполнения было бы необходимо анализировать содержание голосовых сообщений, что противоречит статье 23 Конституции Российской Федерации (неприкосновенность частной жизни) и статье 63 Федерального закона «О связи» (соблюдение тайны связи).